Разборка механизма переключения передач

Узкой шлицевой отверткой выбиваем заглушки штоков механизма переключения передач.

Разборка механизма переключения передач

Ключом «на 17» отворачиваем пробку-заглушку гнезда фиксатора.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем пружину и шарик.

Разборка механизма переключения передач

Плоскогубцами снимаем контровочную проволоку болтов крепления вилок к штокам…

Разборка механизма переключения передач

…и ключом «на 10» отворачиваем три болта.

Разборка механизма переключения передач

Бородком выбиваем шток вилки I–II передач вместе с заглушкой.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем вилку и шток.

Чтобы не перепутать штоки, сразу надеваем на них вилки и фиксируем болтами.
Аналогично выбиваем шток вилки III–IV передач),…

Разборка механизма переключения передач

…вынимаем пружину и шарик.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем два плунжера.

Разборка механизма переключения передач

В среднем штоке размещен штифт блокиратора.

Выбивая шток вилки передачи заднего хода,…

Разборка механизма переключения передач

…вынимаем шарик с пружиной.

Разборка механизма переключения передач

Ключом «на 10» отворачиваем три болта крепления крышки предохранителя.

Разборка механизма переключения передач

Снимаем крышку.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем пружину…

Разборка механизма переключения передач

…и предохранитель.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем шарик с пружиной (фиксатор предохранителя).

Промываем детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их.
На деталях картеров не допускаются трещины любой формы и длины. Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа. Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку. Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и наволакивания металла. Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий. Незначительные следы задиров, а также коррозии (на шлицах) устраняем надфилем или очень мелкой шкуркой, а шейки валов полируем тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов недопустимы сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах блокирующих колец синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций. На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы. Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы. После пробега около 100 тыс. км все шариковые подшипники лучше заменить на новые, независимо от их состояния. Манжету первичного вала, если она есть, также заменяем.
Перед сборкой смазываем подшипники, их гнезда, а также валы трансмиссионным маслом. Для сборки роликового подшипника вторичного вала наносим на ролики любую пластичную смазку.
Механизм переключения передач собираем в обратной последовательности, начиная с установки предохранителя.
Устанавливаем пружину и шарик-фиксатор штока вилки заднего хода.

Разборка механизма переключения передач

Утапливая шарик шлицевой отверткой, вставляем шток в отверстие крышки.

Разборка механизма переключения передач

Надеваем на шток вилку, постукивая по торцу штока молотком из мягкого металла,…

…и фиксируем ее стопорным болтом, совместив отверстия штока и вилки.

Разборка механизма переключения передач

Устанавливаем плунжер в канал между штоком вилки передачи заднего хода и штоком III–IV передач.

Аналогично устанавливаем шток III–IV передач с вилкой и второй плунжер (между штоками III–IV и I–II передач).
Устанавливаем шток I–II передач, вилку, шарик с пружиной и пробку-заглушку фиксатора.
Зажав механизм переключения в тиски и установив на него рычаг, проверяем правильность сборки и работу механизма. Штоки должны легко перемещаться и четко фиксироваться.
Контрим болты вилок переключения передач контровочной проволокой.

Разборка механизма переключения передач

Маслоотражательную шайбу ориентируем выступом к внутреннему кольцу подшипника.

Разборка механизма переключения передач

Подшипники напрессовываем на вал отрезком трубы подходящей длины и соответствующего диаметра.

Дальнейшую сборку коробки передач ведем в обратной последовательности, при этом прокладки и болты крышек картера обезжириваем и наносим на них герметик.
Проверяем переключение передач на собранной коробке, рукой проворачивая ее валы. Установив коробку передач на автомобиль и залив масло, проверяем ее работу в движении. Передачи должны включаться четко, без заеданий и шума. При этом следите за полнотой включения передач.


Ход рычага при включении первой передачи в коробке передач с синхронизаторами только на III–IV передачах в 2,5 раза больше, чем при включении второй передачи. Недовключение первой передачи вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.


Разборка вторичного вала

Специальными щипцами или отверткой снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.

Разборка вторичного вала

Снимаем шлицевую шайбу.

Разборка вторичного вала

Съемником спрессовываем двухрядный шариковый подшипник со вторичного вала.

Разборка вторичного вала

Снимаем подшипник…

Разборка вторичного вала

…и маслоотражательную шайбу.

Разборка вторичного вала

Снимаем с промежуточного вала дистанционную втулку (фаска направлена к шестерне).

Зажимаем вал в тисках за шлицевую часть через деревянные прокладки.

Разборка вторичного вала

Пассатижами снимаем стопорное кольцо с подшипника.

Разборка вторичного вала

Ключом или головкой «на 27» отворачиваем по часовой стрелке (резьба — левая) болт крепления заднего подшипника промежуточного вала.

Разборка вторичного вала

Снимаем специальную шайбу.

Разборка вторичного вала

Съемником, подложив при необходимости под его винт гайку М12, спрессовываем и снимаем подшипник.

Разборка вторичного вала

Разбираем муфту синхронизатора.

Разборка первичного вала

Поддев отверткой и ножом,…

Разборка первичного вала

…снимаем стопорное кольцо с первичного вала.

Разборка первичного вала

Удерживая вал на весу за подшипник, молотком из мягкого металла выбиваем из него вал.

Пользоваться для этого съемником не рекомендуется, так как можно повредить маслоотражательную шайбу.

Разборка первичного вала

Снимаем подшипник…

Разборка первичного вала

…и маслоотражательную шайбу.

Разборка блока шестерен заднего хода

Круглогубцами или специальными щипцами сжимаем и извлекаем стопорное кольцо подшипника блока шестерен заднего хода.

Аналогично снимаем стопорное кольцо с другой стороны блока шестерен.

Разборка блока шестерен заднего хода

Нажав на внутреннюю втулку подшипника, вынимаем торцевую шайбу.

Разборка блока шестерен заднего хода

Вынимаем втулку подшипника.

Разборка блока шестерен заднего хода

Вынимаем сепаратор с роликами…

Разборка блока шестерен заднего хода

…и вторую торцовую шайбу.

Снимаем коробку передач (см. Снятие коробки передач).
Очищаем коробку передач от грязи. Заливаем в картер коробки около 0,5 л керосина или дизельного топлива и промываем коробку, вращая вторичный вал. Сливаем жидкость.

Разборка коробки передач

Снимаем выжимной подшипник сцепления.

Разборка коробки передач

Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления,…

Разборка коробки передач

…снимаем полукруглую пластину…

Разборка коробки передач

…и крышку подшипника с прокладкой.

Разборка коробки передач

Обратите внимание при установке крышки, что дренажный канал в ней должен совпасть с отверстием в картере.

Разборка коробки передач

Ключом «на 12» отворачиваем шесть болтов крепления крышки механизма переключения передач.

Разборка коробки передач

Снимаем крышку механизма переключения с прокладкой.

Разборка коробки передач

Поворачиваем первичный вал вырезом на муфте синхронизатора в сторону шестерни промежуточного вала.

Разборка коробки передач

Отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо переднего подшипника первичного вала.

Разборка коробки передач

Поддев подшипник двумя монтажными лопатками или отвертками,…

Разборка коробки передач

…вынимаем первичный вал…

Разборка коробки передач

…и кольцо синхронизатора.

Разборка коробки передач

Вынимаем 14 роликов из расточки первичного вала.

Разборка коробки передач

Шлицевой отверткой отворачиваем стопорный винт оси блока шестерен заднего хода.

Разборка коробки передач

Через бородок выбиваем ось назад.

Разборка коробки передач

Вынимаем ось и блок шестерен заднего хода.

Разборка коробки передач

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления стопорных пластин заднего подшипника вторичного вала.

Разборка коробки передач

Снимаем пластины.

Разборка коробки передач

Отвертками поддеваем…

Разборка коробки передач

…и снимаем стопорное кольцо ступицы синхронизатора.

Выколоткой из мягкого металла выбиваем…

Разборка коробки передач

…и вынимаем вторичный вал назад.

Разборка коробки передач

Аккуратно вынимаем шестерни и муфту синхронизаторов вторичного вала.

Разборка коробки передач

Запоминаем или записываем расположение деталей на валу.

Разборка коробки передач

При сборке муфты обратите внимание, что фаска на венце синхронизатора и глубокая проточка на ступице обращены в одну сторону.

Разборка коробки передач

Отверткой поддеваем и снимаем крышку переднего подшипника промежуточного вала.

Разборка коробки передач

Расконтриваем гайку переднего конца промежуточного вала.

Разборка коробки передач

Головкой «на 36» отворачиваем гайку, удерживая вал от поворота, упираясь молотком в прямозубую шестерню.

Разборка коробки передач

Молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем промежуточный вал назад.

Разборка коробки передач

Вынимаем вал (с подшипником и дистанционной втулкой)…

Разборка коробки передач

…и шестерни из картера.

Разборка коробки передач

Выбиваем из картера передний подшипник.

Разборка показана на примере четырехступенчатой коробки передач с синхронизаторами на III—IV передачах.