Разборка механизма переключения передач

Узкой шлицевой отверткой выбиваем заглушки штоков механизма переключения передач.

Разборка механизма переключения передач

Ключом «на 17» отворачиваем пробку-заглушку гнезда фиксатора.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем пружину и шарик.

Разборка механизма переключения передач

Плоскогубцами снимаем контровочную проволоку болтов крепления вилок к штокам…

Разборка механизма переключения передач

…и ключом «на 10» отворачиваем три болта.

Разборка механизма переключения передач

Бородком выбиваем шток вилки I–II передач вместе с заглушкой.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем вилку и шток.

Чтобы не перепутать штоки, сразу надеваем на них вилки и фиксируем болтами.
Аналогично выбиваем шток вилки III–IV передач),…

Разборка механизма переключения передач

…вынимаем пружину и шарик.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем два плунжера.

Разборка механизма переключения передач

В среднем штоке размещен штифт блокиратора.

Выбивая шток вилки передачи заднего хода,…

Разборка механизма переключения передач

…вынимаем шарик с пружиной.

Разборка механизма переключения передач

Ключом «на 10» отворачиваем три болта крепления крышки предохранителя.

Разборка механизма переключения передач

Снимаем крышку.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем пружину…

Разборка механизма переключения передач

…и предохранитель.

Разборка механизма переключения передач

Вынимаем шарик с пружиной (фиксатор предохранителя).

Промываем детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их.
На деталях картеров не допускаются трещины любой формы и длины. Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа. Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку. Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и наволакивания металла. Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий. Незначительные следы задиров, а также коррозии (на шлицах) устраняем надфилем или очень мелкой шкуркой, а шейки валов полируем тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов недопустимы сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах блокирующих колец синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций. На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы. Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы. После пробега около 100 тыс. км все шариковые подшипники лучше заменить на новые, независимо от их состояния. Манжету первичного вала, если она есть, также заменяем.
Перед сборкой смазываем подшипники, их гнезда, а также валы трансмиссионным маслом. Для сборки роликового подшипника вторичного вала наносим на ролики любую пластичную смазку.
Механизм переключения передач собираем в обратной последовательности, начиная с установки предохранителя.
Устанавливаем пружину и шарик-фиксатор штока вилки заднего хода.

Разборка механизма переключения передач

Утапливая шарик шлицевой отверткой, вставляем шток в отверстие крышки.

Разборка механизма переключения передач

Надеваем на шток вилку, постукивая по торцу штока молотком из мягкого металла,…

…и фиксируем ее стопорным болтом, совместив отверстия штока и вилки.

Разборка механизма переключения передач

Устанавливаем плунжер в канал между штоком вилки передачи заднего хода и штоком III–IV передач.

Аналогично устанавливаем шток III–IV передач с вилкой и второй плунжер (между штоками III–IV и I–II передач).
Устанавливаем шток I–II передач, вилку, шарик с пружиной и пробку-заглушку фиксатора.
Зажав механизм переключения в тиски и установив на него рычаг, проверяем правильность сборки и работу механизма. Штоки должны легко перемещаться и четко фиксироваться.
Контрим болты вилок переключения передач контровочной проволокой.

Разборка механизма переключения передач

Маслоотражательную шайбу ориентируем выступом к внутреннему кольцу подшипника.

Разборка механизма переключения передач

Подшипники напрессовываем на вал отрезком трубы подходящей длины и соответствующего диаметра.

Дальнейшую сборку коробки передач ведем в обратной последовательности, при этом прокладки и болты крышек картера обезжириваем и наносим на них герметик.
Проверяем переключение передач на собранной коробке, рукой проворачивая ее валы. Установив коробку передач на автомобиль и залив масло, проверяем ее работу в движении. Передачи должны включаться четко, без заеданий и шума. При этом следите за полнотой включения передач.


Ход рычага при включении первой передачи в коробке передач с синхронизаторами только на III–IV передачах в 2,5 раза больше, чем при включении второй передачи. Недовключение первой передачи вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.