Снимаем карданную передачу (см. Снятие карданной передачи).

Разборка шлицевого соединения

Зубилом выправляем обойму сальникового уплотнения в местах ее контровочного кернения.

Разборка шлицевого соединения

Трубным ключом отворачиваем обойму и сдвигаем ее вдоль вала.

Разборка шлицевого соединения

Зубилом или кернером наносим установочные метки на скользящую вилку и карданный вал.

Разборка шлицевого соединения

Снимаем скользящую вилку с вала.

Разборка шлицевого соединения

Отверткой поддеваем…

Разборка шлицевого соединения

…и выталкиваем из обоймы поочередно стальное, войлочное, резиновое и второе стальное разрезные кольца.

Снимаем кольца с вала.

Разборка шлицевого соединения

Снимаем с вала обойму.

Очищаем шлицевое соединение от грязи и старой смазки. Промываем детали в керосине или дизельном топливе. Следы задиров и коррозии на шлицах и гладкой части вала удаляем мелкой шкуркой. Сильно изношенные и поврежденные резиновое и войлочное кольца заменяем.
Измеряем радиальный зазор в шлицевом соединении, для чего,…

Разборка шлицевого соединения

…вставив шлицевой хвостовик в отверстие вала и покачивая вал, индикатором, установленным на расстоянии 80–100 мм от шлицев замеряем зазор. Он должен быть не более 1,5 мм. В противном случае заменяем карданную передачу в сборе.

Наносим смазку на шлицы вала, войлочное кольцо пропитываем трансмиссионным маслом.

Разборка шлицевого соединения

Собираем шлицевое соединение, совмещая установочные метки, при этом вилки шарниров должны встать в одной плоскости.

Разборка шлицевого соединения

Зубилом фиксируем обойму на валу.

Выпрессовка подшипников карданного шарнира

Разборка карданного шарнира

1, 2 — оправки

Расположение пресс-масленок карданного вала (вид со стороны моста)

Разборка карданного шарнира

1 — масленка шарнира со стороны раздаточной коробки;
2 — масленка шарнира со стороны моста;
3 — масленка шлицевого соединения


Снимаем карданную передачу (см. Снятие карданной передачи).

Разборка карданного шарнира

Покачиваем каждый шарнир в обеих плоскостях. При этом не должно ощущаться люфта, щелчков и заеданий

Так как карданная передача отбалансирована на заводе в сборе, при каждой ее разборке и сборке необходимо сохранить первоначальное взаимное положение валов. В противном случае при движении автомобиля может возникнуть заметная вибрация. Поэтому при отсутствии заводских меток …

Разборка карданного шарнира

…помечаем зубилом или кернером взаимное положение вилок шарнира.

Разборка карданного шарнира

Поддеваем отверткой и снимаем стопорные кольца подшипников одной оси шарнира.

Установив оправку меньшего диаметра со стороны масленки, а оправку большего диаметра с противоположной стороны, зажимаем шарнир в тисках или на прессе.

Разборка карданного шарнира

Выпрессовываем два подшипника оси шарнира.

При выпрессовке будьте осторожны, чтобы не деформировать манжету шарнира о проушину вилки.

Разборка карданного шарнира

Вынимаем подшипник вышедший из вилки наружу…

Разборка карданного шарнира

…и, поддев отверткой снимаем с шипа крестовины второй подшипник.

Разборка карданного шарнира

Разбираем карданный шарнир.

Разборка карданного шарнира

Снимаем обоймы уплотнений с шипов крестовины.

Аналогично выпрессовываем два других подшипника и снимаем их уплотнения.

Разборка карданного шарнира

Ключом «на 8» отворачиваем пресс-масленку.

Разборка карданного шарнира

Промываем все детали в керосине и осматриваем их.

Если на шипах крестовины заметны следы от игл, коррозия и другие повреждения, заменяем крестовину с подшипниками.
Манжеты с повреждениями заменяем на новые.
При установке новых подшипников очищаем их от консервационной смазки и промываем в керосине.
При сборке ориентируем шарниры так, чтобы пресс-масленки обеих крестовин были обращены в сторону шлицевого соединения.

Разборка карданного шарнира

При этом пресс-масленки шлицевого соединения и крестовины, расположенной у моста, находились в одной плоскости и на одной стороне вала, а масленка крестовины противоположного конца вала была повернута на 90° против часовой стрелки, если смотреть со стороны моста

Собираем шарнир в следующем порядке: надеваем на два шипа оси крестовины торцовые уплотнения и вставляем крестовину в проушины вилки. Устанавливаем в отверстия проушин подшипники. Центрируем крестовину относительно подшипников.

Разборка карданного шарнира

В тисках или на прессе через оправку запрессовываем подшипники в проушины, слегка поворачивая крестовину, чтобы избежать защемления подшипников.

Устанавливаем стопорные кольца. Если одно из колец не проходит в канавку, дозапрессовываем крестовину так, чтобы выбрать зазор между проушиной и установленным кольцом, после чего устанавливаем второе стопорное кольцо.

В последнем случае вывешиваем заднее колесо и отключаем привод передних колес.
Включаем нейтральную передачу.
Очищаем от грязи карданные валы, шарниры и пресс-масленки на крестовинах шарниров и шлицевом соединении. При этом проворачиваем карданный вал для доступа к пресс-масленкам.

Смазка карданной передачи

Нагнетаем шприцем смазку в пресс-масленки шарниров до появления ее из-под уплотнений всех четырех подшипников каждого шарнира.

Если этого не происходит, возможно, засорился клапан масленки или неисправно уплотнение какого-либо подшипника (смазка выходит только из-под этого уплотнения).
Для очистки клапана масленки…

Смазка карданной передачи

…тонкими плоскогубцами отворачиваем масленку.

Промываем ее в керосине и продуваем сжатым воздухом.

Смазка карданной передачи

Нажимая тонким стержнем на шарик клапана, убеждаемся, что он подвижен и перекрывает канал масленки под действием пружины.

Неисправную масленку заменяем.
Поврежденное уплотнение подшипника также заменяем (см. Разборка карданного шарнира).

Смазка карданной передачи

Аналогично смазываем шлицевое соединение, но не следует нагнетать сюда слишком много смазки (дожидаясь выхода смазки из-под уплотнения).

Смазка карданной передачи

При необходимости пресс-масленку шлицевого соединения отворачиваем ключом «на 8» и проверяем ее, как указано выше.

Операция показана на примере заднего карданного вала. Шлицевое соединение и шарниры переднего карданного вала смазываем аналогично.

Для снятия заднего карданного вала вывешиваем заднее колесо и отключаем привод передних колес.
Включаем нейтральную передачу в коробке передач или раздаточной коробке.
Снимаем задний карданный вал, для чего:

Снятие карданной передачи

Помечаем зубилом взаимное положение вилок и фланцев раздаточной коробки и заднего моста.

Снятие карданной передачи

Изогнутым накидным ключом «на 14» отворачиваем четыре болта крепления карданного вала к раздаточной коробке. При этом придерживаем вилку шарнира от проворота подходящим стержнем.

Застопорить вал можно также, включив стояночный тормоз.

Снятие карданной передачи

Удерживая болты ключом «на 14», ключом «на 17» отворачиваем четыре гайки крепления карданного вала к заднему мосту.

Снятие карданной передачи

Снимаем задний карданный вал.

Перед снятием переднего карданного вала помечаем зубилом взаимное положение вала относительно фланцев раздаточной коробки и переднего моста.

Снятие карданной передачи

Ключом «на 17» отворачиваем четыре гайки крепления заднего шарнира вала к фланцу раздаточной коробки, удерживая болты ключом «на 14».

Передний шарнир карданного вала отсоединяем от переднего моста аналогично.

Снятие карданной передачи

Снимаем передний карданный вал.

Устанавливаем карданную передачу в обратной последовательности, совместив сделанные метки и нанеся на резьбу болтов любой герметик.

Карданная передача

1 — фланец;
2 — крестовина переднего шарнира;
3 — скользящая вилка;
4 — пресс-масленка;
5 — шлицевой конец вала;
6 — обойма;
7, 10 — стальные кольца;
8 — войлочное кольцо;
9 — резиновое кольцо;
11 — вал;
12 — балансировочная пластина;
13 — вилка заднего шарнира;

14 — крестовина заднего шарнира;
15 — фланец;
16 — вилка шарнира;
17 — обойма подшипника;
18 — игла;
19 — смазочный канал;
20 — шип крестовины;
21 — стопорное кольцо;
22 — радиальное манжетное уплотнение;
23 — торцовое уплотнение.


Описание конструкции

Карданная передача состоит из переднего и заднего валов, передающих крутящий момент от раздаточной коробки к ведущим мостам. Каждый карданный вал имеет на концах карданные шарниры с игольчатыми подшипниками*.

Задний карданный вал состоит из трубы, к одному из концов которой приварена вилка шарнира, а к другому — шлицевой наконечник, входящий в шлицевое отверстие вилки второго шарнира. Такое соединение компенсирует изменение длины карданного вала при работе подвески.

Передний карданный вал имеет аналогичную конструкцию, за исключением части трубы, проходящей под картером сцепления, которая заменена сплошным стержнем малого диаметра. Это сделано для предотвращения касания вала о картер двигателя при работе передней подвески.

Для защиты от грязи и удержания смазки в обоймах подшипников шарниров имеются резиновые манжеты, а на шипах крестовин установлены резиновые торцовые уплотнения. Шлицевые соединения уплотнены резиновыми и войлочными кольцами.

Шарниры и шлицевые соединения смазываются через пресс-масленки, ввернутые в крестовины шарниров и скользящие вилки валов.

* На длиннобазных модификациях автомобилей УАЗ-3153 вместо заднего вала установлена карданная передача из двух валов с промежуточной опорой, установленной на поперечине рамы.