ЭКРАНИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобилей без принятия специальных мер является источником интенсивных радиопомех, способных затруднить или даже сделать невозможной работу радиоприемных устройств, размещенных на самом автомобиле или находящихся вблизи от него.
К элементам электрооборудования автомобиля, создающим помехи радиоприёму, относятся:
а) высоковольтная система зажигания: искровые промежутки свечей и распределителя.
б) контакты прерывателя, щетки электродвигателей, контакты выключателей и переключателей.
В связи с этим проведены мероприятия по снижению уровня радиопомех до норм, обусловленных соответствующими требованиями. С этой целью на автомобилях УАЗ устанавливается следующее экранированное электрооборудование.
Распределитель Р132 (рис. 1) и катушка зажигания Б102-Б (рис. 2) с отдельным дополнительным сопротивлением СЭ40-А. Кроме того, устанавливаются водостойкие генератор Г250-П2 (рис. 3) переменного тока и регулятор напряжения РР132А (рис. 4).
Основные электрические характеристики вышеперечисленных узлов такие же, как и аналогичных неэкранированных узлов, устанавливаемых на автомобилях УАЗ.
Отличие состоит в том, что выводные клеммы электрических узлов выполнены с учетом возможности присоединения к ним экранированных проводов с одновременным обеспечением надежного электрического контакта между металлической экранирующей оплеткой провода и корпусом узла.
Свечи и провода системы зажигания, провода от генератора к регулятору напряжения, а также другие источники радиопомех помещены в экран, соединенный с массой автомобиля.
Кроме перечисленного, в системы электрооборудования внесены и другие изменения (рис. 5, 6, 7, 8).
В цепи между катушкой зажигания и дополнительным сопротивлением СЭ40-А включен специальный индуктивно-ёмкостный фильтр радиопомех ФР82-Ф (рис. 9).
В цепи генератора и регулятора напряжения включены емкостные фильтры радиопомех (рис. 10).
На автомобилях с экранированным электрооборудованием, как и на всех обычных автомобилях, отрицательный полюс аккумуляторной батареи соединен с массой.





ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ЭКРАНИРОВАННЫХ ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Замену свечей зажигания производите в следующем порядке:
1. Отверните гайку 14 экранирующего угольника (рис. 11).
2. Выньте провод вместе с контактным устройством 11 из корпуса и отведите его в сторону.
3. Выверните свечу 12.
Монтаж производите в обратном порядке.
Замену экранирующих шлангов и проводов зажигания производите следующим образом:
1. Отсоедините экранирующие угольники 10 от свечей зажигания.
2. Отверните винты 3 крепления верхней части крышки распределителя и снимите крышку.
3. Выньте провода из контактных гнезд распределителя.
4. Отверните гайку 8 наконечника экранирующих шлангов.
5. Отсоедините экранирующий шланг 2 центрального провода от крышки распределителя и выньте провод из контактного гнезда крышки распределителя.
6. Выньте экранирующие шланги вместе с проводами из крышки распределителя 5.
7. Отверните гайки 14 экранирующих шлангов 5 и выньте провода из наконечника.
8. Отсоедините контактные устройства 11 от проводов.
9. Отверните гайки 14 экранирующих шлангов со стороны экранирующих угольников 10 и снимите экранирующие угольники с проводов.
10. Снимите экранирующие шланги с проводов.
11. После замены негодных деталей произведите монтаж в обратной последовательности.
Монтаж и демонтаж распределителя зажигания Р132 аналогичен монтажу и демонтажу неэкранированного распределителя.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ЭКРАНИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ

1. Периодически при ТО-2 проверяйте плотность соединения экранирующих шлангов с экранирующими угольниками и наконечником экранирующих шлангов. При необходимости подтягивайте гайки экранирующих шлангов.
2. Через каждые 10 000 км пробега автомобиля вывертывайте свечи зажигания, очищайте их от нагара и регулируйте зазоры между электродами. Через каждые 25000 км пробега автомобиля заменяйте свечи зажигания на новые. Проверяйте надежность заделки проводов в контактные устройства.
3. Один раз в год, но не реже чем через 25000—30000 км пробега автомобиля, проверяйте герметичность экранирующих шлангов и резиновых уплотнителей. При необходимости заменяйте негодные детали.




ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭКРАНИРОВАННОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Необходимо помнить, что надежная защита от радиопомех зависит от состояния контактов экранирующих устройств.
В процессе эксплуатации автомобиля с экранированным электрооборудованием соблюдайте следующие требования:
1. При всех ремонтных и монтажных работах отсоединяйте аккумуляторную батарею выключателем массы.
2. При снятии экранированных проводов свечей и крышки распределителя, после проведения работ, устанавливайте их на место, надежно закрепив.
3. Экранирующие оплетки проводов надежно соединяйте с массой.
4. Заделку экранирующей оплетки в штепсельные разъемы проводов производите, как указано на рис. 12.
Во избежание вырыва оплетки из наконечника при технических осмотрах и работах не допускайте сильного натяжения проводов. В случае, если произошел вырыв, немедленно заделайте наконечник вновь, для чего используйте имеющийся запас провода по длине. Заделку производите тщательно, возможность касания отдельных проволочек оплетки с жилой должна быть исключена.
При завертывании и отвертывании гаек наконечников предотвращайте закручивание экранированных проводов по ходу гайки, так как это приведет к разрушению металлической оплетки провода и нарушению электрического контакта между металлической оплеткой провода и массой автомобиля. Трение проводов о тяги и рычаги должно быть исключено.
Не допускайте резких перегибов экранирующих шлангов проводов свечей и катушки зажигания, т. к. это может привести к нарушению герметичности и работоспособности всей системы зажигания.
Затяжку гаек экранирующих шлангов системы зажигания производите до обеспечения герметичности, не допуская их повреждения.
6. Следите, чтобы во избежание пробоя и прогара крышек катушки зажигания и распределителя наконечники высоковольтных проводов были вставлены до упора в контактные гнезда выводов.

7. Заменять экранированные провода на неэкранированные не допускается.
8. Проверку всех контактов электропроводки производите через 5000 км пробега, а в особо тяжелых условиях работы автомобиля — через 1500 км. Затяжка наконечников проводов должна обеспечивать надежный электрический контакт.
9. Соединения экранированных проводов должны быть выполнены так, чтобы в облуженном конце провода находились все проводники жилы и чтобы облуженная жила была подтянута до упора изоляции провода в отверстие наконечника штепсельного разъема. Несоблюдение этого приводит к незаметному на глаз искрению и увеличению поля радиопомех. Жилу провода низкого напряжения катушки зажигания заправляйте в изоляционную втулку незалуженной. При этом ее необходимо подтянуть до упора изоляции провода в изоляционную втулку, следя за тем, чтобы ни один проводник жилы не отделился от нее, а прошел бы в отверстие изоляционной втулки.
Жилу провода, по выходе из контактной втулки, распушите (разведите проводники жилы равномерно во все стороны) и тщательно пропаяйте припоем. При пайке не допускайте подтеков припоя на контактной части втулки.
Резиновая уплотнительная втулка на проводе низкого напряжения катушки зажигания должна быть одета поверх провода.
Обязательно наличие гибкой металлической перемычки между двигателем и кузовом автомобиля.
10. При установке катушки зажигания на автомобиль следите за правильным присоединением проводов к выводам низкого напряжения (к выводу ВК подключайте провод от дополнительного сопротивления СЭ40-А, см. рис. 13).
11. Запрещается производить пайку проводов и наконечников с применением кислоты.
12. При демонтаже и монтаже приборов обязательно ставьте зубчатые шайбы там, где они предусмотрены. Заменять их другими шайбами запрещается. При монтаже щитка приборов следите за правильным расположением экранированных проводов и выводов приборов, не допуская их взаимного касания.

13. Не допускайте попадания топлива, воды и масла на катушку зажигания, распределитель и экранированные шланги проводов высокого напряжения.

СМЕНА ПЕРЕГОРЕВШЕЙ ЛАМПЫ ОПТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ФАРЫ ТИПА 40.3711

При смене перегоревшей лампы (рис. 14) обращайте внимание на восстановление герметичности оптического элемента. Операцию замены лампы производите в следующем порядке:
1. Отверните пластмассовый держатель кожуха 1.
2. Снимите пластмассовый кожух с контактами 2.
Прокладку 3 вынимать из посадочного гнезда не рекомендуется.
3. Выньте из оптического элемента лампу 4. 4. Вставьте во втулку 5 новую лампу. 5. Убедившись в наличии в гнезде между металлическими втулками 5 и б резиновой прокладки 3, вставьте кожух с контак¬тами 2. 6. Заверните держатель кожуха 1 с усилием, достаточным для обеспечения герметичности оптического элемента.




Рис 13. Схема присоеденения проводов и дополнительного сопротивления к катушке зажигания: 1-первичная обмотка катушки зажигания;
2-вторичная обмотка катушки зажигания;
3-вывод высокого напряжения;
4-дополнительное сопротивление;
5-вывод к "+" аккумуляторной батареи;
6-вывод к выключателю зажигания;
7-вывод к прерывателю зажигания;


Рис 14. Оптический элемент фары 40.3711:
1-пластмассовый держатель кожуха;
2-пластмассовый кожух с контактами;
3-резиновая прокладка;
4-лампа;
5 и 6-втулки;




УСТАНОВКА ФОНАРЯ ПОДКУЗОВНОЙ ПОДСВЕТКИ

На автомобилях УАЗ возможна установка фонаря ФШОЗ под-кузовной подсветки. Места установки фонаря показаны на рис. 15, 16,' 17.
Электропровод фонаря подкузовной подсветки подключается к выводу № 6 (рис. 18) штепсельной розетки прицепа.
Включение фонаря осуществляется центральным переключате¬лем света.